Подвижные игры и упражнения для развития памяти у дошкольников
tasoteka | 22 Май, 2017 08:14
Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию игры для развития памяти у детей дошкольного возраста.
Все, что происходит с нами, все, что мы видим, слышим, говорим или чувствуем, может сохраняться долгое время в нашей памяти. Это позволяет организму реагировать на новые жизненные обстоятельства с учетом прошлого опыта и заменить простые, инстинктивные реакции более сложными, приобретенными. Отсутствие памяти привело бы к невозможности развития: человек вечно оставался бы в положении новорожденного.
Этот феномен давно известен человечеству. Еще древние греки поклонялись богине памяти Мнемозине, поэтому процессы, связанные с памятью, называют мнемическими процессами (от греч. мнема — память).
Память — это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.
Выполни движения
Цель: развивать двигательную и зрительную память, внимание, координацию движений. Ход игры
Детям, стоящим в шеренге, показывают комплекс двигательных действий и просят повторить движения в той последовательности, в которой они были показаны. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.
Подвижные игры и упражнения для развития памяти у дошкольников
Выполни движения
Цель: развивать двигательную и зрительную память, внимание, координацию движений. Ход игры
Детям, стоящим в шеренге, показывают комплекс двигательных действий и просят повторить движения в той последовательности, в которой они были показаны. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.
Комплекс 1 Комплекс 3
(И.п. — основная стойка) 1) голову повернуть налево;
1) руки вверх; 2) голову повернуть направо;
2) хлопок над головой; 3) голову держать прямо;
3) руки в стороны; 4) голову опустить вниз.
4) руки к плечам; Комплекс 4
5) руки вниз. 1) руки вперед;
Комплекс 2 2) присесть;
1) руки на пояс; 3) исходное положение;
2) наклон влево; 4) голову повернуть направо;
3) исходное положение; 5) голову повернуть налево;
4) наклон вправо; 6) голова прямо.
5) исходное положение.
Варианты:
1. Показ упражнений можно сочетать с названием движения. В этом случае развивается еще и слуховая память.
2. Движения не показываются, а только называются. Ребенок должен вспомнить, каким образом они выполняются.
Запомни порядок
Цель: развивать память, внимание.
Ход игры
Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок. В конце игры отмечают тех, кто выполнил задание без ошибок.
Кто ушел?
Цель: развивать память, внимание. Ход игры
Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, отворачивается. В это время, по указанию педагога, один из детей выходит из зала. Водящий должен повернуться и отгадать, кого из детей не хватает.
Вариант
Когда кто-то из детей уходит, остальные игроки меняются местами, чтобы запутать водящего.
У ребят порядок строгий
Цели: развивать зрительную память, внимание; закреплять навыки перестроения. Ход игры
Игроки выстраиваются в колонну по одному, или шеренгу. По команде они начинают ходить в произвольном порядке но залу, произнося слова:
У ребят порядок строгий, Знают все свои места; Так трубите веселее: Тра-та-та, тра-та-та!
После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует: «Становись!». Дети должны быстро построиться на свои места в направлении, указанном педагогом. Игроки, выполнившие задание последними, получают штрафное очко.
Варианты:
1. После каждого построения порядок расположения игроков
изменяется.
- Если педагог вытягивает руку вперед, то дети должны по
строиться в колонну, если педагог поднимает руку в сторону, дети
строятся в шеренгу.
Заколдованный шарик
Цель: развивать долговременную память на слова, координацию движений.
Материал: два воздушных шарика.
Ход игры
Надуйте 2 воздушных шарика, покажите детям, как они плавают в воздухе, и разрешите немного с ними поиграть. Через некоторое время скажите детям, что вы знаете волшебное заклинание. Потрите шарик об одежду, чтобы зарядить его статическим электричеством, и скажите заклинание:
Снип, спап, снуре — раз, два и три! Шар заколдован — иди посмотри!
«Прилепите» шарики к стене на таком расстоянии, чтобы дети могли их достать, поиграть с ними. Повторите заклинание, позвольте детям самим приклеить шарики. Затем пусть малыши повторят заклинание и сами прилепят шарик.
Волшебная цифра
Цели: совершенствовать память; закреплять математический счет; развивать координационные способности.
Материал: карточки с цифрами, коврик или мат.
Ход игры
Педагог говорит детям, что если они будут хорошо знать цифры, то попадут в Страну знаний. Для каждого он сообщит его волшебную цифру.
На коврик кладутся вразброс цифры (по числу участников игры). Игроки запоминают свой номер, сообщенный педагогом. По сигналу педагога участники бегут к коврику и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.
Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задания и попавшие в Страну знаний. Если в группе большое число детей, то можно разделить детей на две команды и провести эстафету.
Запомни путь
Цели: совершенствовать восприятие пространства; закреплять умения ориентироваться на листе бумаги; ориентироваться в пространстве; развивать память, глазомер.
Материал: схемы несложных маршрутов; карандаши; бумага; ориентиры: дерево, гимнастические палки или веревки, домики.
Ход игры
В первой части занятия педагог, используя сюжетный рассказ, предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить маршрут, обозначенный на схеме. Затем дети должны по памяти воспроизвести его на чистом листе.
|
Во второй части занятия дети делятся на три группы, каждой выдаются схема маршрута и необходимые ориентиры. Группа должна самостоятельно проложить маршрут и пройти его, соблюдая заданный на схеме рисунок.
Отмечаются дети и группа, выполнившие задания без ошибок.
Примечание: предлагаются различные варианты маршрутов, сложность зависит от подготовленности детей.
Вот так позы
Цель: развивать моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания.
Ход игры
Участники игры принимают позы, соответствующие определенному виду спорта (определенной профессии, движению животного и т.п.). Водящий, посмотрев на них, должен запомнить, воспроизвести их и прокомментировать после того, как все дети вернутся в исходное положение.
Игра может усложняться: водящий повторяет позы увеличивающегося числа детей.
Отмечаются лучшие водящие.
Вызови по имени
Цель: развивать двигательную память, долговременную память на слова, интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, ловкость.
Материал: мяч.
Ход игры
Участники делятся на две команды. По сигналу педагога они свободно передвигаются по всему залу. Внезапно педагог подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Аналогично вызывается участник второй команды.
Побеждает команда, поймавшая мяч большее число раз.
Запомни свое место
Цель: развивать зрительную и моторную память, скоростные качества. Ход игры
Участники игры стоят по кругу или в различных углах зала, каждый должен запомнить свое место. По сигналу все игроки разбегаются. По второму сигналу каждый должен вернуться на свое место.
Отмечаются игроки, быстро и правильно выполнявшие условия игры.
Тайное движение
Цель: развивать зрительную и моторную память и соотношение между ними. Ход игры
Ведущий или педагог показывает различные гимнастические упражнения. Участники игры повторяют за ведущим все упражнения, кроме тайного — заранее оговоренного. Вместо этого упражнения дети должны выполнять другое, также заранее оговоренное. К примеру, вместо тайного движения поднять руки вверх они должны присесть.
Отмечаются дети, без ошибок выполнявшие упражнения.
Ловишки с мячом
Цели: развивать память, ловкость, скоростные способности; закреплять счет. Материал: мяч. Ход игры Дети, стоя в круге, передают друг другу мяч со словами:
Раз, два, три — Мяч скорей бери. Четыре, пять, шесть — Вот он, вот он здесь. Семь, восемь, девять — Бросай, кто умеет.
Тот игрок, у которого на последнем слове окажется мяч, говорит: «Я» и бросает его в разбегающихся детей. Осалив мячом первого игрока, ловишка берет мяч в руки. Играющие вновь строятся в круг. Игра продолжается.
Упражнения
1. Выполнение двигательных действий с дополнительным заданием:
— проговорить движения и направление выполняемых действий (вправо, влево, вверх, вниз и т.д.);
— проговорить стишки, речитативы, считалки;
— запомнить и назвать предметы, изображенные на картинках, разложенных по ходу движения (картинки могут быть подобраны с учетом их возможной классификации по какому-либо признаку
после выполнения упражнения).
- До начала физкультурного занятия вспомнить содержание предыдущего занятия (на каких снарядах выполняли упражнения, как называлась игра, кто в ней победил и т.д.).
- Выполнение комбинаций движений, требующих соблюдения определенной последовательности действий:
— два прыжка вверх, два прыжка вперед;
— три шага — равновесие на правой ноге, три шага — равновесие на левой ноге и т.д.
Материал подготовлен Ириной Ереминой по книге Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. — М.: АРКТИ. — 2010
Рекомендуемые публикации
Комментарии
Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.