Развитие общения у слышащего ребенка
tasoteka | 20 Ноябрь, 2015 14:22
Знаете ли вы, как развивается общение у слышащего и глухого младенца?
Чтобы научить чему-либо малыша, необходимо знать, как развивается глухой ребенок.
Многое в развитии глухих и слышащих детей совпадает. Как развивается общение у слышащих детей? Что такое общение? Общение — это не просто разговор нескольких людей, это — взаимодействие, обмен мыслями, чувствами и настроениями. В общении вы стараетесь понять точку зрения собеседника и сравнить ее со своей собственной.
С первых минут появления малыша на свет мать начинает общаться с ним как с понимающим разумным человечком. Когда младенец кричит, издает звуки, улыбается, смотрит на нее, она думает, что он обращается к ней, и отвечает ему. Постепенно он действительно начинает обращаться к ней. С двух месяцев в ответ на касание, ласковый голос и взгляд матери малыш певуче гулит, улыбается, дрыгает ножками и ручками — у него появляется так называемый «комплекс оживления». Раньше всего дети начинают гулить при поглаживании. В полтора месяца младенец начинает смотреть в глаза матери, и она видит, что он ее понимает. С этого момента мать начинает с ним больше играть. Эти игры, поддразнивания, ласковый разговор происходят не только после кормления, но и во время пауз, в самом приятном и безопасном для ребенка положении — под грудью матери. Кормление грудью не только полезно для здоровья ребенка и матери, но и предохраняет ребенка от инфекции, а мать — от появления опухолей груди в возрасте после 45—50 лет. Оно очень важно для развития у младенца навыков общения и здоровой психики: чувства защищенности, уверенности, доброжелательности. Дети, которых не кормили грудью, растут более агрессивными и возбудимыми, у них хуже контакт с матерью.
Если у вас совсем мало или вообще нет молока и вы кормите малыша с ложечки, все равно его лучше держать в положении «лежа под грудью». Кормление малыша — это не просто принятие пищи, это — школа общения, игры, взаимного удовольствия и радости. «Разговор» матери и младенца необычен: мама говорит только сама, но делает паузы после каждой фразы, младенец отвечает редко, но мама ведет себя так, как будто он ей отвечает.
Наряду с «разговором по очереди» есть и другой, частый в этом возрасте, — «разговор хором» — для выражения разделенной радости, удивления, восхищения. Мама все время смотрит на младенца, в 10 раз дольше, чем смотрят друг другу в глаза взрослые. Это говорит о ее глубоком контакте с малышом, любви к нему. Во время общения она играет с ребенком в «прятки», «козу», «ладушки».
Во время игр мама непрерывно показывает младенцу свое лицо с различными преувеличенными выражениями чувств. При общении во время «комплекса оживления» вначале на ее лице появляется насмешливо-удивленное выражение — сигнал к началу общения и привлечения к нему младенца. Оно сочетается со звуками «о-о-о» или «а-а-а» с сильным ударением, замедленным или ускоренным темпом, преувеличенной высотой, силой и громкостью звуков для выделения чувств. Чтобы продолжить и поддержать общение, используется улыбка и выражение сочувствия. Улыбка матери сообщает, что взаимодействие идет хорошо. Выражение сочувствия используется, когда оно нарушается или истощается. Если у малыша головка повернута к матери и он смотрит ей в глаза, значит, он хочет и готов общаться. Если головка ребенка повернута на 15° и взгляд устремлен на мать, значит, он еще не решил, начать общение или нет. Если он нахмурился, повернул головку в сторону или отвел взгляд, это сигнал для мамы окончить взаимодействие или остановиться, хотя бы на некоторое время — малыш устал. Когда ребенок избегает общения, у него бесстрастное и нейтральное выражение лица, взгляд отводится в сторону.
Внимательны ли вы к малышу во время общения? Чувствуете ли вы, когда он хочет общаться, а когда устал, ведь его маленькие силы быстро истощаются? Малыш воспринимает мать, не только слыша ее голос и видя ее, он чувствует ее запах и касание, ее движения. Он узнает маму, используя свои пять органов чувств. Вот почему так трудно бывает обнаружить дефект какого-нибудь одного из них в младенческом возрасте — он преодолевается за счет остальных.
Улыбка малыша наиболее привлекательна для матери. До трех недель жизни улыбка вызывается внутренним состоянием младенца. С конца первого месяца жизни вид именно человеческого лица вызывает у младенца улыбку. А с трех месяцев малыш сам улыбается, чтобы вызвать ответную улыбку.
Крик ребенка сначала также вызывается внутренними причинами: малыш хочет есть, спать, ему неудобно, болит животик. Этот крик — врожденный, он имеет широкий спектр слышимых частот звуков. В крике нет пауз, которые бы говорили об ожидании ответа. Если родители не реагируют, он завершается неконтролируемым криком, который настолько пронзителен и громок, что, кажется, малыш разбудит всю улицу, если его как-то не успокоить. Так, с помощью врожденных средств мы получаем сигнал, который для нас значит: «Помогите немедленно!» Чем чаще мать подходит к младенцу, когда он кричит, тем быстрее первый крик переходит в хныкающее, просящее покрикивание, которое остается типичным для этого ребенка и в будущие годы. В преобразованном крике, появляющемся на третьем месяце жизни, слышно ожидание ответа, это уже не просто крик, а просьба.
Крик-просьба отличается от врожденного крика: он не такой громкий, длится меньше и сопровождается паузой — ребенок ждет. Крик-просьба характерен только для данного младенца, в то время как врожденный крик одинаков для всех малышей. Бытует мнение, что к ребенку нельзя часто подходить, когда он плачет, иначе он избалуется, будет все время проситься на руки. До трех-четырех месяцев вы для малыша — центр его вселенной. Чем чаще вы будете к нему подходить, когда он кричит, тем лучше он будет развиваться, тем с большим доверием он будет смотреть на мир и с большим интересом его изучать.
После четырех месяцев жизни малыш начинает интересоваться окружающими его предметами, сначала близкими, потом далекими; поэтому, если вам надо отойти, его легко отвлечь и занять игрушкой. В 5—6 месяцев гуление ребенка начинается заменяться лепетом, при котором произносятся отдельные слоги. В 7— 9 месяцев разные слоги произносятся друг за другом, т.е. получается, что малыш, играя звуками, лепечет «ма-ма-ма», «па-па», «дя-дя-дя», «ба-па» как слова. Способность к лепету и гулению является врожденной, гулят и лепечут и глухие дети. Интенсивность и разнообразие лепета зависят от качества и частоты общения с малышом и его слуха. Лепет необходим, чтобы тренировать связи между произношением и слухом, чтобы развить контроль слуха за произношением звуков. В 5—6 месяцев младенцы начинают лепетать с типичной для данного языка мелодикой. Например, можно отличить русские и американские мелодики лепета от китайских. У ребенка развивается интонационный слух.
Слушая выразительную речь матери, обращенную к нему, младенец «впитывает» речь, а затем издает звуки с интонацией вопроса, ответа, удивления, радости, восхищения и т.д. Позже вокализации (звуки) ребенка имеют значения отрицания (на-а), переспроса (а?), согласия, просьбы, требования, которые взрослый хорошо понимает.
Считается, что речь как средство общения ребенка начинается с того момента, когда он произносит слова и предложения. Однако еще до того, как ребенок начинает говорить словами, у него развивается система дословесных средств общения, которую мы назовем первым языком — протоязыком. В протоязык входят звуки (вокализации), мимика и движения тела, жесты и взгляды. В число первых средств общения — протознаков — входят и предметы, которые выделяются ребенком в ситуации общения, например чашка, на которую указывает малыш, сидя на коленях у матери. Эти предметы употреблялись малышом и матерью в совместных действиях. Это — предметные протознаки: и ребенок, и мать знают, что они делали с помощью этих предметов, т.е. их значения, и поэтому легко понимают друг друга. А незнакомый человек может и не понять, что требует ребенок, смотря или показывая на тот или другой предмет. Он не знает значения этого протознака. Поэтому для обогащения протоязыка важно, чтобы и малыш, и мать использовали предметы в совместных действиях.
Как развиваются жесты ребенка? В 7—8 месяцев малыш начинает смотреть, а в 9—10 месяцев указывать на предметы в ответ на вопрос взрослого: «Где...?» После года у него появляется в общении множество других социально принятых в речи жестов: «до свидания», «не хочу», «или сюда», «здравствуй», «исчезло, нет», «возьми на ручки», «спасибо» и др., а также изображающие жесты, изобретенные самим ребенком: «жалеет», «садись», «хочу спать», «хочу есть», «хочу пить», «много» и др. С развитием ребенка жесты усложняются, появляются жестовые высказывания. Например, в полтора года ребенок указывает на яблоко, затем указательным пальцем правой руки несколько раз дотрагивается до открытой ладони своей левой руки, вокализируя, т.е. просит дать ему яблоко. Социально принятые жесты у детей развиваются по-разному. Если есть обычное действие, частично совпадающее по форме с жестом, форма жеста заимствуется у действия. Например, форма жеста «не хочу» — качание головы — взята из действия быстрого верчения головой, когда ребенок не хочет есть. Форма указательного жеста заимствуется у действия дотрагивания указательным пальцем до близких мелких предметов.
Если форма жеста не связана с обычным действием, она развивается постепенно. Например, при усвоении жеста «здравствуй» Лена (возраст — 1 год 14 дней) в ответ на приветствие взрослого вначале лишь поднимала вверх руку. Несколько позже (1 год 1 месяц) она уже сама протягивала руку.
Бывает, что жесты перестают использоваться, затем появляются вновь, иногда отдельные составляющие жеста выпадают и заменяются новыми.
Как взрослый помогает малышу овладеть формой жеста? Вначале ребенок употребляет жест в ответ на слова и жест взрослого, подражая ему. Например, папа говорит: «Помаши дяде ручкой — до свидания!» — после того, как повторил жест рукой малыша. Далее жест может быть вызван, если взрослый попросит ребенка употребить жест, причем вначале показав, как это сделать. Затем малыш использует жест, услышав лишь просьбу взрослого, не видя самого жеста. И наконец, он самостоятельно использует жест в нужной ситуации.
Жест не сразу начинает что-то означать. Сначала малыш повторяет жест, просто играя. Это можно заметить поэтому, как, делая движение, он смотрит не на человека, а на свою ручку. Ребенок играет, повторяя движения, овладевая ими и радуясь этому.
Иногда жест используется в ответ на слова взрослого, но также без понимания его значения. При усвоении ребенком жеста его значение то расширяется, то сужается. Так например, ребенок вначале машет ручкой («до свидания») едущим мимо него машинам, трамваям, идущим мимо людям, затем только проходящим мимо него людям. После того как одна знакомая женщина помахала ему рукой из окна едущего мимо трамвая, он машет ручкой («до свидания») и людям, и трамваям даже тогда, когда слышит звук трамвая. Сужение и расширение наблюдается и при усвоении детьми значений слов. Это общая закономерность развития значений любых средств общения.
Очень важную роль в системе средств общения имеют разные виды взглядов. Пока взрослый не сможет привлечь и направить внимание малыша на предмет или на себя, он не сможет его ничему научить. Ребенок начинает развиваться, когда у него и взрослого возникает разделенное внимание к предмету, т.е. они могут одновременно смотреть на один и тот же предмет. В первые месяцы взрослый следит, куда смотрит ребенок, и говорит о предмете, на который ребенок смотрит. Далее, к 6—8 месяцам, ребенок начинает следить, куда смотрит взрослый, а потом следует не только за взглядом взрослого, но и за направлением его указательного жеста.
Контактный взгляд направлен в глаза другому человеку с целью обратить на себя внимание. Этот вид взгляда появляется в 1,5—2 месяца вместе с «комплексом оживления».
Указательный взгляд направлен на предмет, с целью привлечь к нему внимание другого человека, если данная вещь знакома ребенку. Например, Оксане (9 месяцев 22 дня) папа принес бутылочку с молоком. Оксана смотрит на бутылочку, у нее довольное выражение лица, малышка издает звуки. Ей дают пить молоко.
Взгляд, «ищущий оценку» (своим действиям), направлен в глаза другому человеку после какого-либо действия. Он появляется у детей после 8—9 месяцев. Например, мама дала Оксане (возраст тот же) игрушку, которую она берет, смотря на маму и улыбаясь. Затем Оксана тащит игрушку в рот и смотрит на маму (взгляд «ищет оценку»), вероятно ожидая мамину реакцию, ведь часто ей не разрешают брать в рот предметы.
Соединяющий взгляд соединяет предмет, на который указывает ребенок, и человека, к которому малыш обращается по поводу предмета. Например, Алеша (11 месяцев) смотрит на старшую сестру Веру, издает просящие звуки, затем смотрит на ложку с вареньем. Он знает, что Вера давала ему варенье. И действительно, Вера поняла Алешу и дала ему ложку варенья. Развитие соединяющего взгляда проходит несколько стадий. Вначале малыш только смотрит на предмет и тянется к нему сильнее, если мать находится рядом с ним. Затем он начинает указывать на предмет, издавая требовательные вокализации. Далее ребенок (9—12 месяцев) несколько раз указывает на предмет и смотрит на мать, вокализируя. И наконец, малыш показывает то на предмет, то на мать и не успокаивается, пока мать не выполнит нужные ему действия с предметом. Иногда он подталкивает взрослого, ведет его к предмету, затем указывает на него. После этого он начинает обращаться к взрослому, показывая на предмет и соединяя его и мать соединяющим взглядом. Малыш произносит «Мама!» и указывает на предмет. Соединяющий взгляд говорит о важном этапе развития малыша. Ребенок уже знает, что есть предметы, которые можно использовать, и есть люди, которые выполняют разные действия с предметами. Малыш, действуя на взрослого с помощью взгляда, как бы соединяющего его и предмет, заставляет взрослого что-то сделать с предметом, чтобы выполнить свое желание.
Протоязык развивается в общении и действиях ребенка и взрослого с предметами. В нем имеются зачатки словесных значений, интонаций, грамматических категорий, языковых знаков, правила ведения разговора. «Первые слова» ребенка в конце первого года жизни по своим качествам являются протознаками. Они ярко эмоционально окрашены, обозначают не отдельные предметы, а всю ситуацию в целом, не имеют постоянного значения, их звучание резко отличается от звукового состава слов языка. Например, Оксана (1 год 1 месяц 8 дней) звуками «ба» называла виноград и все шарообразное. Самые первые слова относятся к предметам, сходным по любым признакам: качествам, состоянию, действию, ощущениям и чувствам, появлению в одной ситуации и др.
«Первые слова» более позднего периода обозначают единичный предмет и лишь ему присущие признаки. Например, словом «иса» называется только эта игрушка ребенка, «бабам» — его барабан. Звучание этих слов еще не соответствует общепринятому. Наконец, малыш понимает, что предметы могут отличаться по внешним признакам (например, цвету, величине), но иметь одно и то же назначение: все они называются одним словом (например, кровать ребенка, братика, мамы, тети).
Умение назвать предметы, сходные по функциям, связано с умением узнать предмет на рисунке, которое развивается у ребенка к полутора годам. На завершающем этапе «первых слов» малыш узнает и называет одним и тем же словом кровать мамы, игрушечную кроватку куклы и изображение кроватки на рисунке. В это же время возникают первые двусловные предложения.
Когда ребенок говорит однословными фразами, словом он обозначает то новое, что хочет сказать собеседнику. Он считает, что остальное известно из ситуации общения. Например, если со стола упала его бутылочка, он говорит: «Нала», считая, что маме известен предмет, о котором идет речь (бутылочка). В двухсловных предложениях сообщается и новая, и известная информация: «Бу пала» (бутылка упала). Когда ребенок начинает соединять вместе два слова, в его высказываниях появляется грамматика. Это происходит обычно в возрасте после полутора лет. Сначала таких предложений из двух слов мало, затем их число стремительно возрастает. Ребенок строит их не путем простого соединения двух слов. У него появляется класс «опорных» слов (например, еще каши, еще молока) и «открытый» класс слов (еще каши, молока, сыра), многие из которых раньше были однословными предложениями. Слова называют опорными потому, что к ним присоединены другие слова. Опорные слова усваиваются медленно, каждый месяц прибавляется лишь несколько. К большому открытому классу присоединяемых слов относятся все остальные слова языка.
Как показало изучение детской речи в различных странах, помимо соединения «опорное слово + слово открытого класса» (у некоторых детей таких высказываний может быть мало, и они быстро исчезают), у ребенка имеются и другие соединения типа «существительное + существительное». Например, «чашка стакан», «год платье», «мама лак», «мяч стул», «Лена мяч». Соединения существительных могут передавать совершенно различные отношения, такие, как:
1) объединение («чашка стакан», что значит «я вижу чашку и стакан»);
2) прилагательность («год платье», что значит «новогоднее платье»);
3) принадлежность («мам лак», что значит «мамин лак»);
4) местоположение («мяч стул», что значит «мяч на стуле»);
5) отношение «субъект — объект» («Лена мяч», что значит «Лена бросает мяч»).
Как только дети начинают порождать высказывания длиною более чем в два слова, они начинают их расширять. Ребенок произносит сначала короткое предложение, а затем дополняет его более длинным. Например, в речи двухлетних детей можно встретить такое расширение: «Дом. Строит дом», «Хочу это. Лена хочет это», «Встала. Киса встала. Киса встала стол». С двух лет малыш начинает не только говорить предложениями, но в его речи появляются кроме существительных глаголы, прилагательные, местоимения, наречия.
Речь рождается для общения и развивается только во взаимодействии ребенка и взрослого. Ребенок общается много раз в день - во время кормления, игр, купания, подготовки ко сну и т.п. Постепенно малыш узнает, что в этих событиях следует за чем, он начинает активно принимать в них участие, т.е. «отвечать» действиями на действия взрослого. Возникает совместное внимание к предметам общения, обмен действиями, звуками, жестами между ребенком и взрослым и далее — обмен словами. «Очередность», важная для диалога, развивается и в парных играх: «прятках», катании мяча друг другу, «ладушках», «сороке-вороне» и др. Игры малыша и взрослого с предметами — важный источник развития речи.
К двум с половиной годам диалог развивается: малыш начинает сознавать свою позицию и позицию говорящего с ним человека. Он меняет интонацию, когда говорит за другого (например, изображая совсем маленького ребенка). К трем годам он говорит о себе «я» и учитывает, как будут вести себя другие люди в данной ситуации. Он играет роли мамы, сестры, куклы, которые завтракают, идут гулять, кушают в детском саду и т.д.
Материал подготовлен Ириной Ереминой по книге: Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999
Рекомендуемые публикации
Комментарии
Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.